О статистике и объективности
По интернету нынче гуляет заголовок, мол в ряде регионах количество преступлений с огнестрелом выросло кратно — в 2-6 раз. Такое изложение статистики МВД приводят все — от РБК до Максима Каца.
Однако фактически это передёргивание. Например, рост «в три раза» в Ненецком автономном округе — это рост с 1 преступления до 3. Трёх штук, не сотен. Рост в Москве — это формальность, т.к. туда приписаны преступления, совершённые на «новых территориях» — например, в Херсоне. Я прикрепила ссылку на более детальный анализ от издания «Если быть точным» ниже, в списке источников. Реальная динамика — около 3%, и говорить о взрывном росте насилия — преждевременно.
Ещё в начале марта широко обсуждалась статья издания The Economist, в которой утверждалось, что за последние три года Россия потеряла, по меньшей мере, на два миллиона человек больше, чем ожидала. Статья в максимально жёлтом, пропагандистском стиле рассказывает о том, какой коллапс, якобы, происходит прямо на наших глазах.
Однако подход журналистов The Economist к работе с цифрами не выдерживает никакой критики. Демография — это про долгосрочные тренды, а большое видится на расстоянии. В пределах года мы не можем оценить ни падение рождаемости, ни демографический эффект от спада уровня жизни.
Реальность заключается в том, что отток населения из-за мобилизации компенсировался притоком беженцев с Украины, а преступность в среднем скорее упала — потому что сотни тысяч молодых мужчин покинули страну (как в направлении Бахмута, так и в направлении Еревана).
Значит ли это, что всё хорошо и можно расслабиться? Конечно нет.
Преступность будет расти по мере распространения нелегального оружия, ухудшения экономической ситуации и усиления противоречий в обществе. Взрывной её рост произойдёт как раз при массовой демобилизации, не наоборот. Демографический провал мы тоже увидим. Для этого нужно, чтобы статистика с фронта полноценно слилась со статистикой по стране в целом, а экономическая ситуация оказала своё отложенное влияние.
К сожалению, есть вероятность, что всю важную статистику к тому моменту уже скроют. В конце февраля Госдума приняла закон, позволяющий правительству приостанавливать публикацию вообще любой государственной статистики.
Пока же статистика у нас есть, и стоит сохранять спокойствие и объективность в её интерпретации. Ведь задача русского гражданского общества не только в том, чтобы подсветить проблемные места. Наша задача — вырабатывать рабочие решения. А это невозможно без точного понимания пагубных процессов, происходящих в нашем обществе.
Следите за новыми публикациями в Telegram: @meow_sokovykh
Источники
«Если быть точным» — «В некоторых регионах количество преступлений с "огнестрелом" выросло в 2-6 раз. В Россию хлынуло незаконное оружие? На самом деле нет»
https://tochno.st/materials/v-nekotorykh-regionakh-kolichestvo-prestupleniy-s-ognestrelom-vyroslo-v-2-6-raz-v-rossiyu-khlynulo-nezakonnoe-oruzhie-na-samom-dele-net
«Радио Свобода» — интервью с демографом Алексеем Ракшей
https://www.svoboda.org/a/voyna-portit-vsyo-demograf-o-posledstviyah-vtorzheniya-v-ukrainu-/32321209.html
«The Economist» — «Russia’s population nightmare is going to get even worse»
https://www.economist.com/europe/2023/03/04/russias-population-nightmare-is-going-to-get-even-worse
«Новая газета Европа» — интервью с демографом Алексеем Ракшей