Об образовании и идеологии
За громкими новостями о городах, которые равняет с землёй артиллерия и бомбах, взрывающихся уже в наших городах, блекнет всё остальное. Теряются и единичные заметики о происходящем в образовании и науке — как в вузах, так и в школах. Однако именно система образования — фактор, который сильно влияет на динамику жизни нашей страны в долгосрочной перспективе.
Либерализация 90-х и нулевых в школах породила поколение молодёжи, пусть несколько наивной, но интересующейся политикой, и желающих найти пути для процветания Родины. Либерализация вузов подарила нам чуть ли не лучшую в мире сферу сервисов и финтеха — поищите в Европе аналогов Тинькофф Банка и Яндекс Еды.
В этом посте я коротко обрисую динамику того, что происходит в школах и вузах сейчас. Но в пост всего не вместить, поэтому я очень рекомендую заглянуть в источники, список которых, традиционно, в конце.
Школы
После начала войны в школы добавились две вещи — торжественное поднятие флага под гимн и проведение «Разговоров о важном» на предписанные патриотические темы.
Может показаться, что это не так уж много, но самым важным на данном этапе является факт вовлечения школ — и администраций, и учителей — в практику проведения идеологических мероприятий. Содержания им постепенно добавят — и добавляют.
Как реально проводится «патриотическое» воспитание — сильно зависит от конкретной школы и региона. Некоторые родители разрешают детям прогуливать «Разговоры о важном» и прочие казёные мероприятия. Как и некоторые учителя откровенно саботируют новые веяния. В интернете разошлась цитата:
«У нас сегодня “Разговор о важном”, а поскольку самое важное — это алгебра, открывайте тетради, займемся алгеброй»
Зачастую это не влечёт никаких последствий. Впрочем, иногда и влечёт.
Так, учительницу школы №1747 Москвы увезли в полицию прямо после уроков — за отказ вести те самые «разговоры». А мать, не желавшую приводить дочь на эти «разговоры», поставили на профилактический учет за «уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию».
История семьи Москалёвых, где семья попала под внимание полиции из-за рисунка девочки является самым ярким, но далеко не единственным примером. Напомню — в итоге отца отправили в колонию, а дочь — в приют.
Университеты
Серьёзным вызовом для высшего образования стал массовый исход сотрудников (да, уезжают не только IT-шники). Сами уезжают — сотни, ещё несколько десятков увольняют за их мнение по поводу войны.Так, Высшая Школа Экономики с начала войны потеряла не менее 150 преподавателей; из Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева ушло 60% сотрудников.
Тем же, кто остался в стране, приходится жить и работать в изоляции от программ международного сотрудничества и без доступа к иностранным публикациям. А если иностранцы не против сотрудничать с вами (например, китайцы) — есть риск, что не согласны спецслужбы. Ловить «ученых-шпионов» — уже лет 10 как тренд для региональных управлений ФСБ.
Так, например, летом 2022-го ФСБ увезла в СИЗО из больницы новосибирского физика Дмитрия Колкера. Где он и умер через 3 дня, находясь на IV стадии рака и сильно страдая. Обвинение — УК РФ 275, Госизмена.
Образовательные программы, связанные с правозащитой, политической журналистикой и демократическими свободами — закрываются. Зато открывается всё большое возможностей для тех, кто готов демонстрировать лояльность, а работу — имитировать.
Так, тема «патриотизма» присутствует в 70% победивших заявок на гранты (358 из 503 рассмотренных). Есть, например, грант в размере 16 млн рублей на проекты по разработке «транзита власти в пост-Украине» и «новой системы права» для ДНР и ЛНР.
В России не должно быть места государственной идеологии — ни де-юре, ни де-факто. Для достижения этой цели cистема образования должна быть последовательно реформирована так, чтобы вывести её из под жёсткого диктата государства.
Следите за новыми публикациями в Telegram: @meow_sokovykh
Источники
«Гласная», Психолог Юрий Лапшин — «Об идеологическом давлении в школе и практиках сопротивления учителей»
https://glasnaya.media/2022/11/15/shkola-ezopova-yazyka-psiholog-jurij-lapshin/
«Гласная», Учительница Татьяна Червенко — «О доносах, задержании за разговоры с детьми и сопротивлении системе»
https://glasnaya.media/2022/11/01/esli-menya-sprashivajut-ya-ne-vru-tatyana-chervenko/
«Re: Russia» — «Война с наукой: итоги десятилетия усилий по модернизации российской науки и высшего образования практически уничтожены за один год войны»
https://re-russia.net/review/226/
«Новая Газета» — «Ученых со стажем и именем все чаще обвиняют в шпионаже и измене Родине»
https://novayagazeta.ru/articles/2020/11/27/88134-berut-lyudey-s-opytom-lomayut-zhizni-otnimayut-rabotu-i-zdorovie
«Русская служба BBC» — «Новосибирский физик Колкер умер в СИЗО. ФСБ увезла его из больницы на IV стадии рака»
https://www.bbc.com/russian/news-62026909